Головна > ЗМІ про нас > Волонтерские центры помощи иногда вынуждены подменять собой государственные – Виктория Самойленко

Волонтерские центры помощи иногда вынуждены подменять собой государственные – Виктория Самойленко


Многие фронтовики жалуются на работу отдельных центров помощи участникам боевых действий при исполкомах. Ветераны АТО надеются на реальную помощь. Однако на местах нередко слышат что-то наподобие этого: «Вот вам памятка, телефоны и адреса волонтеров. И – удачи…» Почему хороший замысел власти в очередной раз кое-где выливается в формализм, исследовал наш корреспондент

В музее АТО при киевском Координационном центре помощи участникам АТО я смотрю на тонко выкованную из снарядных осколков позолоченную розу. Рядом с ней – простреленный шлем. Он тяжеловат, раньше такого не видел. Изнутри подпись фломастером: «Павка Косюк. 17-я танковая бригада». Пулевое отверстие, на глаз – калибра 7,62, на два пальца выше лобовой кромки. Знакомый выстрел: явно бил снайпер, целился под обрез шлема, но немного промахнулся.

Сотрудник киевского Координационного центра помощи участникам АТО Сергей Чернега в ответ на мой немой вопрос утешает: «Да жив он, жив. Именно благодаря этому американскому шлему…» И добавляет: «Наша экспозиция только открылась, экспонатов пока немного. Но видели бы вы наш музей в Криворожском филиале, которому три года! Там тысячи экспонатов, подаренных фронтовиками».

С полчаса жду, пока освободится директор столичного центра помощи ветеранам АТО Виктория Самойленко. Этому учреждению при Киевском национальном экономическом университете всего три месяца. Утром здесь полно людей, кипит работа. Обратиться сюда мне посоветовали фронтовики: «Это место, где помогают».

Наконец рассказываю Виктории Андреевне, с чем пришел. Привожу пример Центра помощи участникам АТО при Киевской ОГА. Согласно Указу Президента (от 18 марта 2015 года), такие центры должны быть созданы как вспомогательные органы при каждой облгосадминистрации, а к их деятельности должны привлекаться представители общественности. В здании Киевской ОГА под такой центр выделили небольшую комнатку. Средства на его функционирование не предусмотрены. Три координатора-волонтера работают на общественных началах, работу четырех операторов горячей телефонной линии и линии экстренной психологической помощи оплачивает один из неравнодушных депутатов Киевсовета. Сама же деятельность центра основывается скорее на личных связях сотрудников с объединениями участников АТО и волонтерским миром, чем на поддержке руководства ОГА.

– Знакомая картина, – говорит Виктория. – В нашем криворожском филиале почти то же самое. Фронтовики и члены их семей обращаются в государственную структуру, а их оттуда просто перенаправляют к нам. Чиновничье равнодушие – характерное явление для нашей страны. В целом Украина занимает одно из первых мест в мире по количеству чиновников на душу населения. А они, как известно, далеко не всегда заинтересованы в эффективном внедрении социальных проектов.

– К тому же, – продолжает директор, – на сегодняшний день государство разделило установленные им полномочия структур в решении ветеранских проблем. В частности протезирование конечностей должно идти исключительно через представительства Государственной службы по делам ветеранов войны, оформление прав на бытовые льготы – через местные отделы социальной защиты и тому подобное. А в идеале вся социально-правовая работа с защитниками страны и их семьями должна проводиться через единые государственные структуры по принципу «единого окна». В этом и заключалась идея создания координационных центров. Однако в нынешнем положении они часто оказываются абсолютно бессильными. Приходится браться за дело нам, волонтерам…

По мнению моей визави и ее коллег, волонтерские центры помощи часто вынуждены подменять собой государственные. В отличие от неповоротливых официальных структур, они мобильны, активны и мотивированы отнюдь не зарплатой. Для иллюстрации мне привели одну из наработанных в их криворожском филиале методик, которую активно распространяет киевский центр. Что важно, услуги атошнику предоставляются по принципу «единого окна» в полном объеме. То есть фронтовику надо прийти в инстанцию ​​только для того, чтобы лично получить документы. Процесс начинается с анкетирования ветерана или члена его семьи. Затем под указанные в анкете нужды быстро подбирают отдельную команду специалистов, которая уже дальше решает проблему комплексно. Человеческий ресурс желающих помочь ветеранам одного только криворожского филиала центра – до пятисот волонтеров. А киевский Координационный центр уже имеет около сотни помощников. Здесь реализовалось гармоничное сотрудничество государственного университета и общественных движений. Университет предоставил материальную базу – частичное финансирование, помещения, медицинский и спортивные комплексы и т. д. А волонтеры занимаются практической деятельностью по апробированным схемам работы. В соответствии с планом основателей центра, среди которых, напоминаю, есть государственная структура, он должен играть роль основы для «клонирования» аналогичных центров в регионах. Уже поданы соответствующие заявки волонтерскими сообществами 24 городов областного значения,

– Кстати, с подобной нашей мощностью работают центры помощи участникам АТО при Днепропетровской и Николаевской ОГА, – в завершение встречи говорит Виктория Самойленко, – потому что, в отличие от столицы, они имеют абсолютную поддержку руководителей областной и городской власти.

Заместитель председателя Киевского городского союза ветеранов АТО Антон Колумбет:

– Мы часто сталкиваемся с тем, что чиновники просто дезориентированы в пространстве объединений атошников. Ведь это не шуточное дело: в столице официально зарегистрировано около десяти общественных организаций, а не зарегистрированных в соответствующем порядке действует более сотни. Среди них есть фейковые – для пиара каких-то лиц, финансовые – эти только зарабатывают деньги и тому подобное.

Как по мне, то одной из главных задач центров помощи участникам АТО, а через них – администраций должна стать фильтрация случайных объединений и консолидация тех союзов, которые реально работают.

А нам, ветеранам, наконец не мешало бы создать всеукраинский не по названию, а по своей организационной структуре союз ветеранов АТО. Ветераны войны в Афганистане в свое время уже преодолели этот путь. Пора и нам!

Советник председателя Днепропетровской ОГА, один из координаторов Центра помощи участникам АТО, офицер запаса и участник боевых действий на Востоке Украины Иван Начовный:

– Можно только посочувствовать центрам, которые не имеют адекватной поддержки госадминистраций. Есть у нас такой камень преткновения: в государстве многое зависит от проявления воли чиновника того или иного ранга.

Днепропетровщина и ее руководство с самого начала войны позиционировали себя как главный форпост на пути оккупантов. Поэтому здесь, как нигде в другом месте, оказывали прямую помощь вновь создаваемым в области военным частям, фронту, семьям бойцов и другим.

Сейчас администрация продолжает поддерживать как военные части в АТО, так и наш центр, ветеранские и волонтерские организации города и области. Она платит зарплату координаторам, психологам, юристам, операторам горячих телефонных линий. Также финансирует курсы переподготовки атошников, всевозможные общественные и спортивные мероприятия, праздники с их участием.

Всем остальным я бы посоветовал идти на открытый для средств массовой информации общественный диалог с руководителями администраций всех уровней: это работает.

Виктор ШЕВЧЕНКО, «Народная армия», Информационное сопротивлениеbbcccnn.com.uamilnavigator.com.uanovostiua.orgnews.abomus.com.uauazmi.netveterano.com.ua